суббота, 9 февраля 2013 г.

капризы ребенка 1г 6мес

Игра. Примерно к 4 мес дети начинают различать цвет и форму предметов. Ребенок стремится схватить яркую игрушку, затем обследует ее губами, языком, деснами. Его внимание больше привлекают крупные игрушки, но в то же время удобные и вызывающие новые ощущения (прозрачные игрушки с подвижными цветными, звучащими предметами внутри). В 6 мес ребенок поочередно рассматривает то одну, то другую игрушку, поглаживает ее, помахивает ею. Манипулируя игрушкой (перекладывая из руки в руку), сжимает, трясет ее, облизывает и покусывает.

Речь. Продолжают развиваться пред речевые реакции: к 4 мес - свирель "аль-ле-е-лы-агы-аы" и т. д., к 5 мес подолгу певуче гулит, произнося нараспев различные звуки, к 6 мес начинает произносить слоги "ма", "ба", "па" и др., лепетать. Певучие звуки гуления произносятся на продолжительном выдохе, что способствует формированию речевого дыхания, лепет возникает под контролем слуха.

Движения. Стремясь достать игрушку, ребенок в 4 мес из положения лежа на спине поворачивается на бок, к 5 мес - со спины на живот, а к 6 мес - с живота на спину. Стараясь приблизиться к игрушке, ребенок пытается ползти. Но не всегда получается так, как это ему хочется - тянется к игрушке, а ползет назад, потому что пока еще в полной мере не владеет координацией движений соответствующих мышц. К 5-6 мес малыш большую часть периода бодрствования проводит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, высоко подняв голову и грудь, двигаясь в разные стороны. К 6 мес ребенок стоит при поддержке взрослого на выпрямленных ногах. Развиваются действия пальцев руки: к 4 мес он ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки (на расстоянии выпрямленных рук). К 5 мес берет погремушку, которую взрослый держит над его грудью; к 6 мес свободно берет погремушку из разных положений (сбоку, лежа на животе). Развивается мимика: быстрее и более четко подражает соответствующей мимике взрослого.

В период от 2,5-3 до 5-6 мес у ребенка продолжают совершенствоваться движения, речь, игра, расширяется круг внимания, усложняются связи с внешним миром.

Развитие эмоций. Периоды непрерывного активного бодрствования постепенно увеличиваются до 1,5 ч. К 3 мес у ребенка можно часто наблюдать так называемый комплекс оживления, когда в ответ на разговор взрослого он, радостно улыбаясь, повизгивает и одновременно оживленно двигает руками и ногами.

Игра. К 1 -1,5 мес у ребенка возникает зрительное и слуховое сосредоточение на игрушку, подвешенную над его грудью, а к 2 мес, спокойно бодрствуя, он рассматривает погремушки, следит глазами за ними. Случайно коснувшись игрушки, опущенной над грудью, ощупывает ее, а к 3 мес берет в руки кольцо от погремушки.

в 2-3 мес - гуление "г-у, ш-и, бу-у, эы" и др.

в 1,5 мес - гуление "а-аа" и т. п.,

Речь. Уже к 1,5 мес ребенок способен тренировать речевой аппарат. Голосовые реакции совершенствуются- крик становится дифференцированным: по характеру крика можно определить, голоден ли ребенок, ощущает ли боль, хочет спать или его необходимо перепеленать. В определенной последовательности развиваются предречевые реакции:

Рис. 16. Изменение мимики у ребенка 11/2 месяцев.

Движения. Одновременно развиваются основные движения (работа групп крупных мышц, рук, ног, туловища) и тонкие движения (работа групп мелких мышц кисти, лица и др.). Так, к месяцу малыш пытается поднять и удержать голову, лежа на животе; появляется осознанная улыбка. К 1,5 мес у ребенка наблюдаются значительные изменения мимики (рис. 16). К 3 мес поддерживаемый за туловище малыш может находиться в вертикальном положении; он достаточно хорошо держит голову; упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах; лежа на животе, опирается на предплечья и в такой позе может находиться несколько минут.

Период от 1 до 2,5-3 мес. У ребенка продолжают развиваться движения, появляются предречевые реакции, действия с игрушками.

Благодаря зрительным, слуховым и другим анализаторам ребенок видит, слышит ит. д., а также обладает способностью держаться на воде (плавательный механизм развивается еще во внутриутробном периоде). В первые дни после рождения возникает безусловный ориентировочный рефлекс, который И. П. Павлов назвал "что такое?" (см. главу 2). На основе этого рефлекса в дальнейшем развивается игра - основной вид деятельности ребенка. Движения новорожденного беспорядочны, основная поза - лежит на спине, руки согнуты в локтевых, а ноги - в коленных суставах, пальцы сжаты в кулачок. Лицо ребенка часто морщится. Глаза прикрыты. Он маленький, беспомощный, криком выражает все свои желания. В первые дни новорожденный спит 19-20 ч в сутки. Однако он не такой уж беспомощный и непонятливый, как это кажется на первый взгляд. Уже в конце первого месяца малыш узнает свою маму по голосу, различает лица родителей и реагирует на них по-разному. Например, голос отца у ребенка вызывает радостную реакцию - "готовность к игре", так как отец чаще всего подходит к нему, чтоб позабавить, поиграть. При появлении матери возникает реакция озабоченности, "деловая", так как она кормит ребенка, переодевает.

Рис. 15. Новорожденный ребенок.

Новорожденный ребенок чаще всего имеет массу тела 3000-3500 г, рост 50-52 см, окружность головы 32- 34 см, окружность груди 30-32 см (рис. 15).

Развитие детей первого года жизни происходит очень быстро. К 12 мес ребенок утраивает массу тела (вес) и увеличивается в росте на 24-25 см. Под воздействием окружающей среды и воспитания в физическом и нервно-психическом развитии ребенка происходят огромные изменения, которые в соответствии с возрастом позволяют условно выделить следующие периоды жизни ребенка, качественно отличающиеся друг от друга: новорожденный - первые 28 дней после рождения, от 28 дней до 2,5-3 мес, от 2,5-3 до 5-6 мес, от 5-6 до 9-10 мес, от 9-10 до 12 мес.

Краткая характеристика развития ребенка

(Кривина С. М. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов.- М.: Медицина, 1977, гл. 5.)

Глава 6. Развитие и воспитание детей первого года жизни

Глава 6. Развитие и воспитание детей первого года жизни [1986 Бениаминова М.В. - Воспитание детей]

Комментариев нет:

Отправить комментарий