суббота, 9 февраля 2013 г.

тест уровень готовности к браку

Процесс брачно-семейной социализации современного юношества протекает на фоне следующих значимых обстоятельств [6]. Во-первых, наблюдается значительный разрыв во времени между достижением биологической зрелости и социального статуса взрослого. Так возникает противоречие между растущими и предоставляемыми обществом возможностями. Продолжительность психологической и психосоциальной фазы взросления постоянно возрастает. Такая тенденция, с одной стороны, есть результат расширения системы образования и усложнения производственных процессов; с другой стороны, ‒ следствие либерализации добрачных отношений и семейных структур. Таким образом, молодые люди, обладая достаточными биологическими предпосылками, позволяющими рассматривать себя как взрослых, остаются в «психологическом состоянии ожидания» (Х. Ремшмидт), не дающем возможности активно и ответственно принимать участие в общественных процессах, самостоятельно реализовывать собственную брачно-семейную стратегию.

4) усиление процессов половой идентификации, закрепление структуры полового поведения и образа своей сексуальной роли.

3) формирование целостного представления о своей личности, осмысление физической, соматической и личностной индивидуальности, выработка социального статуса;

2) осознание необратимости времени, заставляющее задуматься о смысле жизни, ее перспективах: моделирование «пространственно-временного поля» взросления;

1) открытие своего внутреннего мира; осознание своей особенности, непохожести на других, происходящее на основе развитых когнитивных структур, зрелой рефлексии и способности к интроспекции;

Итак, значимой составляющей психологического здоровья и личностного благополучия в юношеском возрасте является успешность молодого человека в брачно-семейных отношениях [1, с. 32]. В устойчивых диадных отношениях реализуются потребности юношей и девушек в привязанности и любви (А. Маслоу, А.В. Мудрик, К. Роджерс, А.В. Петровский), сексуальном удовлетворении (И.С. Кон, М. Кле, Х. Ремшмидт), независимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Маслоу), самореализации (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.Н. Куликова, Б.Т. Лихачев, Д.Б. Эльконин). Ключевыми направлениями развития самосознания в юношеском возрасте, значимыми для развития брачно-семейной готовности, являются следующие:

Данное обстоятельство настоятельно требует дальнейших практических разработок, направленных на выявление способов и средств, способствующих превращению образования в «здоровьетворящую» среду.

‒ между обращенностью содержания учебной деятельности к прошлому социальному опыту и ориентацией студента на будущее, к еще неизвестным ситуациям и условиям брачно-семейной самореализации.

‒ между «ответной» позицией студента и принципиально инициативной в социальном смысле позицией будущего партнера, супруга, родителя;

‒ между вовлеченностью в сферу супружества и родительства всей личности молодого человека, его творческой активностью и опорой в педагогическом общении, прежде всего, на когнитивные функции;

‒ между целостностью содержания жизненной самореализации личности (в ее интра- и интерактивных компонентах) и познанием ее студентом через множество учебных дисциплин;

‒ между абстрактным предметом учебно-исследовательской деятельности и реальным ходом брачно-семейного взаимодействия, где знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте жизненных процессов и ситуаций;

В настоящее время в психолого-педагогической науке активна парадигма развивающего образования. Теоретическое обоснование ее реализации в образовательной практике предприняли А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, И.К. Котова, Л.М. Матюшкин, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др. Однако, классическая динамика высшей школы с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения не всегда оперативно реагирует на обновление процессов в образовательной сфере, порождая при этом ряд противоречий. Выделим ряд противоречий, существующих в практике современной высшей педагогической школы и значимых в аспекте интересующего нас предмета исследования - развития личностной готовности молодежи к браку и семье в образовательном процессе вуза:

Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья. С этих позиций психологическое здоровье обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор и др. [2, с. 105].

Обозначенные приоритеты согласуются с гуманистической традицией и являются актуальными для психологии образования [2]. Развивая понятие «психическое здоровье индивида», в своих работах К. Голдштайн, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др. наполняют содержанием новую концепцию «позитивного психического здоровья», базирующуюся, по мнению авторов, «на истинно человеческом жизнеосуществлении». Психически здоровые индивидуумы - это «люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности», - пишет А. Маслоу. По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям - наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Факторами психического здоровья обозначены жизненные силы человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразие жизненного пространства [4].

В современном обществе проблема формирования отношения человека к собственному здоровью как к непреходящей жизненной ценности становится важной общественной задачей. В этой связи пути сохранения и укрепления здоровья в условиях образовательных учреждений широко обсуждаются представителями различных профессий - медиками, валеологами, психологами, педагогами. Принятое Всемирной организацией здравоохранения определение здоровья позволяет выделить в данном феномене физический, психический, социальный и духовный аспекты. Однако, многие авторы, говоря о здоровье растущего человека, часто подразумевают лишь его физиологический статус, тогда как полноценное здоровье является результатом бытия целостной человеческой личности. Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, оно интегрирует все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое [3, с. 112]. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, его личностного благополучия.

Глава 5. Готовность молодежи Забайкалья к брачно-семейным отношениям в контексте психологического здоровья личности (М.В. Семина)

монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Научная электронная библиотека

Глава 5. Готовность молодежи Забайкалья к брачно-семейным отношениям в контексте психологического здоровья личности (М.В. Семина) - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В ОСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ - Научная электронная библиотека - Российская Академия Естествознания

Комментариев нет:

Отправить комментарий